И пока мне нечего делать (на прогулку пойду примерно через полчаса), расскажу историю, которая уже несколько дней зачем-то вспоминается. К тому же это будет в тему разговоров, возникших здесь в комментах.
Почти до 17 лет я жила в частном доме. Хороший большой дом. Его потом снесли, а нам дали квартиру. Рядом стоял дом, где жил мой троюродный брат. Он и сейчас там живет. А наш дом был разделен на три части. В одной жили мы с мамой (и иногда бабушка с дедушкой, ну и двоюродного брата вечно туда приводили). Средняя часть была разделена еще на три - между дедушкиными сестрами. И всем места хватало. В общем, действительно большой дом. Постоянно там жили только мы, остальные приезжали на лето.
А в третьей части жили не родственники. Приезжал мальчик Миша с мамой, бабушкой и дедушкой.
Мальчик был евреем. Точнее, еврейкой была его бабушка по материнской линии. Следовательно, и он имел полное право.
Мальчик был вредным. Да все мы были вредными в этом возрасте. Я так вообще терроризировала своих домашних.
И вот однажды этот Миша сделал что-то совсем уж плохое по нашим тогдашним понятиям. И мы с братом решили его наказать. В общем, брат поймал его и держал, а я толкнула кулаком в плечо. Больше ничего. То ли жалко стало, то ли что...
А вечером этого Мишу притащила к нам его бабушка. Был скандал. Она показывала красное пятно у него на щеке. Я не знаю, откуда оно взялось. Мы его по лицу не били. Может, упал где-то. И она кричала про фашистский режим. Я не поняла тогда. Ну фашистский режим, да. Видимо, ругательство такое. Потому что фашистский режим - это плохо. Дошло до меня уже по прошествии многих лет. И было очень стыдно.
А мама, конечно, все правильно поняла. И больше никогда с его бабушкой не общалась и вообще не здоровалась.